История строительства храма Успения Пресвятой Богородицы  

Герб рода дворян Пазухиных

История строительства храма Успения Пресвятой Богородицы связана с чудом избавления от гибели владельца села – помещика Ивана Петровича Пазухина.  В июле 1774 года он вместе с родными был схвачен приспешниками Емельяна Пугачёва, захвативших Алатырь. Казнь была неминуема. Но в день назначенной расправы бунтовщики были атакованы отрядом майора Меллина из карательного корпуса Мехельсона.

«В благодарность Богу и в память о чудесном своём избавлении от лютой смерти от рук разбойников бутовщика Емельки Пугачёва» Иван Пазухин дал зарок построить храмы в своих имениях Засарье и Бортсурманы.

 

Храм Успения Божией Матери с. Бортсурманы. Конец XIX в.

В 1781 году Иван Петрович скончался, передав в наследство бортсурманское имение своему брату, Петру Петровичу Пазухину, с условием, что тот закончит начатое строительство каменной церкви. Успенский храм с колокольней был достроен Петром Пазухиным «по обещанию брата своего, Ивана Петровича» и освящён 10 ноября 1789 года.

В XIX веке храм стал двухпрестольным: главный (холодный) придел посвящён Успению Пресвятой Богородицы, правый (тёплый) – Святителю Николаю Угоднику. Вначале ХХ века построен третий (левый) придел во имя Святителя Иоанна Златоуста.

 

 

В ХХ веке Успенская церковь не избежала трагической участи большинства храмов в годы гонений на Церковь.

Весной 1938 года на основании решений собраний граждан прихода бортсурманского храма, а также решения местного сельсовета Успенская церковь была закрыта с целью дальнейшего переоборудования здания под клуб. При этом, согласно документам, предлагалось обустроить в храме не только клуб, но и школу: «Собрание просит Бортсурманский с/совет войти с ходатайством перед вышестоящими организациями утвердить наше решение и церковь переоборудовать под среднюю школу и клуб».

29 июля 1938 года это решение было утверждено на заседании специальной Комиссии по вопросам культа при Президиуме Горьковского облисполкома. 5 августа того же года постановление областной власти вступило в законную силу. 28 апреля 1938 года некий десятник Фомичев составил план существующей церкви с указанием основных размеров внутри церковных помещений, а также «план-схему» будущего клуба на 300 мест.

После закрытия церкви и ликвидации её внутреннего убранства, несмотря на разработанный проект приспособления, сельский клуб местные власти оборудовали только в левой её части (приделе в честь Иоанна Златоуста), в остальных помещениях много лет располагался колхозный склад.

Успенский храм в советские годы:

 

Когда бортсурманский храм закрыли на 50 лет, жители близлежащих сёл продолжали ходить на могилку о. Алексия, похороненного за алтарём Успенского храма, молясь и веря в исцеление от недугов, по воскресеньям и праздникам служили панихиды.

В начале 1990-х годов Успенский храм был возращён Церкви, богослужения возобновились. В 2000 году обретены святые мощи праведного Алексия Бортсурманского. Мощи покоятся в Успенском храме.

 

В 2025 году в Бортсурманах открыт музей святого праведного Алексия Бортсурманского с воссозданной кельей старца и экспозицией, рассказывающей о его житии и чудотворениях.


Памятные дни и престольные праздники храма Успения Пресвятой Богородицы:

 

  • 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.
  • 22 мая, 19 декабря — день перенесения мощей и день памяти Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, святителя. 
  • 27 сентября — день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.
  • 4 мая — день памяти святого Алексия Бортсурманского. Ежегодно в день преставления святого на праздничную службу в с. Бортсурманы собираются жители со всего Пильнинского округа, а также из Нижнего Новгорода, Москвы и других городов, чтобы почтить соборной молитвой память бортсурманского подвижника, испросить у него защиты и помощи.
  • 17 августа отмечается еще одна памятная дата — обретение мощей праведного Алексия Бортсурманского.
  • 6 сентября — день памяти священномученика Михаила Воскресенского и 29 мучеников бортсурманских.

 

Священнослужители Успенского храма

Иерей Пётр Алексеев (ок. 1734 – 1797). Настоятель Успенского храма с 1789 по 1797 гг.

 

Пётр Алексеев был сыном диакона Преображенского храма села Засарье Алатырского уезда Нижегородской губернии (также вотчины дворян Пазухиных). В 1776 году семья диакона Петра была перемещена из Засарья в Бортсурманы: «Села Засарья диакон Петр Алексеев выбыл в Курмышской уезд в село Басурманы во иерея з детьми Александром, Алексеем, Матвеем, Степаном, Григорьем, Алексеем».

Он был рукоположен в сан священника и служил в деревянной Никольской церкви в с. Бортсурманы. После окончания строительства Успенского храма отец Пётр назначен его настоятелем, где служил вплоть до своей кончины в 1797 году.

Лист из «Реестра Алатырского духовного правления о выбывших и умерших священно- и церковнослужителях за 1776 год».

 


Иерей Алексей Петрович Гнеушев – святой праведный Алексий Бортсурманский

 (26.05.1765 – 04.05.1848). С 1789 г. – диакон, с 1797 по 1848 гг. – иерей, настоятель Успенского храма.

 

Будущий подвижник – св. праведный Алексий Бортсурманский – родился 26 мая 1765 г. в селе Засарье Алатырского уезда в семье диакона Преображенского храма Петра Алексеева. В 1776 году семья перемещается в село Бортсурманы.

Окончив в 1784 г. риторический класс Нижегородской духовной семинарии, Алексей Петрович женился на дочери священника села Старинского Сергачского уезда Марии Борисовне. В том же 1784 году епископом Нижегородским Дамаскином он был рукоположен в сан диакона и сослужил в Бортсурманах своему отцу, иерею Петру.  После кончины отца в 1797 г., 28 ноября 1797 года диакон Алексий Гнеушев рукоположен Преосвященным Павлом, епископом Нижегородским, в сан иерея и определён настоятелем Успенского храма. В нём батюшка служил до глубокой старости, выезжая только в окрестные деревни, у его стен был похоронен, а ныне в храме покоятся его святые мощи, обретённые 17 августа 2000 года.

У отца Алексия и Марии Борисовны родились дети: сын Лев и две дочери – Надежда и Татиана. Со временем в семье батюшки нашла себе приют осиротевшая девушка Матрёна, его крестница, которая стала приёмной дочерью отца Алексия.

Страницы Клировых ведомостей по храму Успения Божией Матери в с. Бортсурманы за 1838 г.

За время своей праведной жизни батюшка сподобился от Бога чудесных даров и прославился как молитвенник, целитель, прозорливец и чудотворец. Отец Алексий ежедневно служил Божественную литургию, принимал страждущих, исцелял больных. Поток людей, приходящих к нему за молитвенной помощью, не ослабевал вплоть до самой его кончины. Весть о праведности и чудотворениях святого распространилась далеко за пределы Курмышского уезда. О его молитвенных подвигах знал и его современник –  преподобный Серафим Саровский.

«Сей человек своими молитвами подобен свече, возжённой пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он, как звезда, горит на христианском небосклоне», – так говорил об отце Алексии саровский чудотворец.

Святой праведный Алексий Бортсурманский (Гнеушев) канонизирован на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.


Иерей Павел Вигилянский (1817-1866)

Настоятель Успенского храма с. Бортсурманы с 1839 по 1866 гг.

Павел Иванович Вигилянский родился в 1817 году во Владимирской губернии, был сыном сторожа Муромского духовного правления Ивана Алексеева. В 1832 г. Павел поступил во Владимирскую семинарию, а в 1839 г., когда отец Алексий вышел за штат, Павел, женившись на его внучке, Параскеве Фёдоровне (Княгининской), был рукоположен во иереи Успенского храма в селе Бортсурманы.

Из клировой ведомости о церкви села Бортсурманы Успенской за 1858 год:

«По окончании курса семинарских наук во Владимирской семинарии с Аттестатом 2-го разряда определен и посвящен на сие место Преосвященнейшим Анатолием, Архиепископом Симбирским, 1839 года Июля 22 дня, грамоту имеет».

У отца Павла и Параскевы Фёдоровне родилось восемь детей: Раиса, Анна, Алексей, Мария, Владимир, Елизавета, Николай, Любовь .

Отец Павел скончался  22 апреля 1866 года и был похоронен за алтарём Успенского храма. Могила иерея Павла восстановлена его потомками.


 

Иерей Владимир Люцернов (1844 – 1902)

Настоятель Успенского храма с 1866 по 1902 гг.

Из клировой ведомости храма Успения Пресвятой Богородицы села Бортсурманы за 1900 год:

Страница клировой ведомости храма Успения Пресвятой Богородицы села Бортсурманы за 1900 год

«Священник Владимир Петрович Люцернов, священнический сын. По окончании курса Богословских наук в Нижегородской Духовной семинарии с аттестатом первого разряда определён на сие место и посвящён Его Преосвященством Евгением, Епископом Симбирским и Сызранским, имеет грамоту. Состоит законоучителем в сельском училище. Состоял членом Благочиннического Совета. За добросовестный труды по народному образованию Преосвященнейшим Феоктистом, Епископом Симбирским и Сызранским, награждён набедренником. Определён в должность благочинного в 1882 г.».

Отец Владимир также имел награду от Министерства Народного Просвещения – «за усердное преподавание Закона Божия в сельской школе», был награждён фиолетовою скуфьёю, камилавкою, орденом Анны 3-ей степени и наперстным крестом.

Иерей Владимир Люцернов унаследовал служение в Успенском храме, женившись на дочери иерея Павла Вигилянского – Марии Павловне. В семействе у них родились дети: Петр, Павел и Михаил. Все сыновья стали священнослужителями.

Отец Владимир Люцернов скончался  22 июня 1902 года.


 


Родовое преемство священнослужителей храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Бортсурманы

Иерей Николай Дивногорский (1877 – 1938)

Настоятель Успенского храма с 1902 по 1907 гг.

Михаил Григорьевич Воскресенский родился в 1886 году в селе Тёплый Стан Курмышского уезда Симбирской губернии в семье станового пристава Григория Дмитриевича Воскресенского.

По окончании Нижегородской духовной семинарии по второму разряду в 1906 году определён на должность псаломщика в село Митин-Враг, а в 1907 году рукоположен епископом Симбирским и Сызранским Иаковом во иереи и определён настоятелем Успенского храма села Бортсурманы. Отец Михаил был женат на Марии Ивановне (в девичестве – Вечериной), в их семье родились дети: Николай, Иоанн и Любовь.

Батюшка занимал должности законоучителя Ягодинской церковно-приходской, Бортсурманской и Рыхловскиой земских школ, был благочинническим миссионером, членом Благочиннического совета, Курмышского уездного отдела Симбирского епархиального училищного совета.

В 1918 году в ходе Красного террора в Курмышском уезде отец Михаил был жестоко убит вместе с 29 прихожанами отрядом латышских стрелков. Похоронен в братской могиле на бортсурманском кладбище.

Иерей Михаил (Воскресенский) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.


Иерей Михаил Воскресенский, священномученик (1886-1918)

Настоятель Успенского храма с 1902 по 1907 гг.

Михаил Григорьевич Воскресенский родился в 1886 году в уездном городе Курмыш Курмышского уезда Симбирской губернии в семье станового пристава Григория Дмитриевича Воскресенского.

По окончании Нижегородской духовной семинарии по второму разряду в 1906 году определён на должность псаломщика в село Митин-Враг, а в 1907 году рукоположен епископом Симбирским и Сызранским Иаковом во иереи и определён настоятелем Успенского храма села Бортсурманы. Отец Михаил был женат на Марии Ивановне (в девичестве – Вечериной), в их семье родились дети: Николай, Иоанн и Любовь.

Батюшка занимал должности законоучителя Ягодинской церковно-приходской, Бортсурманской и Рыхловскиой земских школ, был благочинническим миссионером, членом Благочиннического совета, Курмышского уездного отдела Симбирского епархиального училищного совета.

В 1918 году в ходе Красного террора в Курмышском уезде отец Михаил был жестоко убит вместе с 29 прихожанами отрядом латышских стрелков. Похоронен в братской могиле на бортсурманском кладбище.

Иерей Михаил (Воскресенский) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

 

 

Иерей Александр Каллистов (1893-1965)

 Настоятель Успенского храма с 1919 по 1932 гг.

Александр Александрович Каллистов родился в 1893 году в селе Столбищи Сергачского уезда. Его отец, священник Александр Иванович Каллистов, служил в селе Смирново Арзамасского уезда Нижегородской губернии.

Иерей Александр Каллистов служит панихиду на могиле иерея Алексия Гнеушева. Бортсурманы, начало 1920-х гг.

В 1915 году Александр Каллистов окончил Нижегородскую духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Сначала он служил в селе Глухово Ардатовского района,  затем – в селе Шиманеевка Васильсурского уезда. К 1917 году он был удостоен первых священнических наград — набедренника и скуфьи. В 1919 году отец Александр назначен настоятелем Успенского храма в Бортсурманах. Благодаря ему после революции приход выстоял и сохранился.

Семья отца Александра состояла из четырех человек: жены Ольги Михайловны, дочери Людмилы, сыновей Бориса и Николая.

10 марта 1932 года отец Александр был арестован сотрудниками НКВД по обвинению в антисоветской деятельности. Вместе с ним  арестовали  церковного старосту Михаила Григорьевича Егорова и члена церковно-приходского совета Евдокию Игнатьевну Ефремову .

На допросах в районном НКВД отец Александр виновным в предъявленных ему обвинениях себя не признал. Заседанием особой Тройки ОГПУ Нижкрая от 10.07.1932 года он был приговорен к пяти годам концлагеря.  Где именно отец Александр отбывал незаслуженное наказание, неизвестно. Со слов его внука, Георгия Владимировича Королева, в заключении бывший бортсурманский священник работал на строительстве Беломорканала.

После освобождения из лагеря отец Александр вернулся в Бортсурманы и вскоре переехал в соседний Спасский район (в Успенском храме в эти годы служил священник Михаил Чертыковцев). В том же 1937 году иерей Александр был снова арестован и направлен в исправительно-трудовой лагерь (обстоятельства дела неизвестны).

После войны он вместе с супругой проживал в деревне Великово Владимирской области, недалеко от Гороховца.

Александр Александрович скончался 6 сентября 1965 года.


 


Иерей Михаил Чертыковцев (1880-1937)

 Настоятель Успенского храма с 1932 по 1937 гг.

Михаил Сергеевич Чертыковцев родился 3 ноября 1880 года в селе Слобода Сарбай Самарской губернии, в крестьянской семье. Окончил в Оренбурге Пастырско-миссионерскую школу. В 1911 году он был рукоположен во иереи и служил в поселке Кочневском Троицкого уезда Оренбургской губернии. В 1915 г. отец Михаил переведён в казачью станицу Коелга, где его трудами был построен новый каменный храм в честь Архангела Михаила. В 1913 году батюшка награждён набедренником, в 1914 г. избран депутатом Епархиального съезда духовенства от своего благочиния.

Семья отца Михаила состояла из жены, двух сыновей и двух дочерей.

Во время Первой мировой войны отец Михаил активно занимался помощью русским солдатам, находящимся фронте. В годы Гражданской войны в 1918–1920 годах его приход оказался в прифронтовой зоне, где воевал войсковой атаман генерал Дутов. С приходом Красной армии священник вынужден был скрываться на пасеке в лесу. Потом отец Михаил служил в храмах села Палкино и Колотовкинского посёлка Оренбургской епархии. В 1922 году он был осуждён как ярый «тихоновец» за «контрреволюционную агитацию» и в качестве наказания выслан из региона. Отец Михаил вынужден переехать в г. Челябинск, где он служил в Христо-Рождественском соборе. Здесь он был вновь арестован с ложным обвинением в организации нелегальных собраний священников с целью свержения советской власти. Отца Михаила выслали из Челябинска за пределы губернии в «малонаселённые иноверческие районы», и он перебрался в Самару, где служил до 1926 года. С 1928 по 1930 гг. иерей Михаил служит в Троицком соборе города Вольска.

В 1931 году батюшка был сослан в город Котлас Архангельской области. После ссылки, в 1936 году отец Михаил переезжает на Нижегородскую землю, где служит сначала на приходе в селе Мальцево, а затем в Бортсурманах.

3 сентября 1937 года отец Михаил вновь арестован сотрудниками районного отделения НКВД как активный участник «церковно-фашистской террористической контрреволюционной организации, проводивший контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти».

23 октября 1937 года постановлением Тройки Управления НКВД по Горьковской области священник Михаил Чертыковцев приговорён к расстрелу с конфискацией имущества.

Батюшка был расстрелян вместе с другими пастырями Сергачского района 1 ноября 1937 года.


После гибели отца Михаила богослужения в Успенском храме прекратились. Весной 1938 года на основании решений собраний граждан бортсурманского прихода и местного сельсовета храм был закрыт с целью дальнейшего его переоборудования под клуб.

Храм возвращён Церкви и вновь освящён 17 августа 1993 года. Прерванная  богослужебная жизнь возобновилась.

 

В нынешние дни настоятелем Успенского храма является иерей Родион Каримуллин, клириком храма — протоиерей Андрей Смирнов.

 

 

В 2025 году начата реставрация храма. Летом отреставрирован фасад, заменены главки и кресты, ведётся реставрация внутреннего убранства.

Храм Успения Пресвятой Богородицы, 2025 г.